Путешествие в Гонконг, Сингапур и Макао

Сегодняшний рассказ будет о моём новом путешествии, которое я совершил в развитие предыдущего. После понравившегося мне Гонконга решил сравнить его с Сингапуром и побывать в Макао, куда в прошлый раз не успел. Поскольку прямых рейсов туда нет, опорной базой для дальнейших перелетов опять послужил уже знакомый мне Гонконг. Но обо всем по порядку.

мой номер в гостинице mini hotel Central Гонконг

Прилетев в эту отправную точку, особо задерживаться на описании не буду, с прошлого года ничего не изменилось ) Покажу лишь мой номер в гостинице mini hotel Central, это самый центр, исторический район, очень атмосферное место, да и все значимые объекты недалеко. Расплатой за такое местоположение отеля и более-менее "человеческий" ценник стали размеры номера. Вот это он весь на фотографии )) Окно из туалета (на фото закрыто шторой) выходит в узкий проем между домами, так что в нем особого смысла и нет. Квадратов 7 весь номер )) Я думал это рекорд, но уже после моего путешествия мне показали фотографии из номера в гостинице Матрёшка, это в Москве на Красной площади. Так вот там окна вообще нет, и номер ещё меньше! У меня он был хотя бы условно двухместный (для двух ОЧЕНЬ близких людей, даже не каждые супруги выдержат совместное проживание в такой капсуле и с туалетом практически в комнате), а там только одна кровать и всё... Понятно, что это всё расчитано на такого туриста, кто в гостинице будет только ночевать )) Меня это вполне устроило, ехал на край света не за тем, чтобы в номере сидеть )



Через день рейсом малайзийской авиакомпании Tiger Airways вылетел в Сингапур. Перелет около 4 часов, самолеты новые, стюардессы красивые ) На рейсе было даже несколько наших соотечественников, двигавшихся тем же маршрутом. По прибытии в Сингапур оценил тамошний международный аэропорт Чанги (Changi), один из крупнейших в мире. Это не только воздушные ворота Сингапура, но ещё и крупнейший пересадочный узел Юго-Восточной Азии. Бывшая военная авиабаза сейчас является, по сути государствообразующеим предприятием. Мне этот аэропорт понравился больше, чем гонконгский: он уютнее, даже несмотря на то, что больше. И в сам город из него приехать/уехать дешевле и проще, станция метро вообще прямо под терминалом.  Я прилетал и улетал с Терминала 2, а всего их там пять. Терминал 2 довольно большой, и, как и остальные, обильно озеленён внутри. Пол в зоне вылета покрыт ковролином! Интересная особенность, которую ранее я не встречал, обычно зона контроля службы авиационной безопасности совмещена с таможней и находится сразу после линии паспортного контроля (госграница); за ней стерильная зона аэропорта (она же зона duty-free). Здесь всё не совсем так: пограничники и таможня как и положено, а потом гигантская стерильная зона, досмотр САБ находится перед входом в накопитель у каждого гейта. Я так понял, после этого тебя обратно уже не выпустят и до посадки приходится сидеть в скучном пустом зале накопителя, из удобств в котором только бесплатный интернет и туалет. Поэтому, если есть время, с проходом контроля можно не спешить, а погулять по терминалу, заняться покупками или пропитанием, потом не дадут.

Гражданам России для въезда в Сингапур нужна виза, она запрашивается заранее через интернет. А на въезде нужно показать пограничнику распечатку, которую пришлют в письме и свой загранпаспорт. Есть один нюанс, правда я им не воспользовался: если приезжаешь в Сингапур из одного места, а потом уезжаешь в другое, можно въехать без визы, правда на срок до 96 часов. Мой план путешествия предусматривал остановку в Сингапуре всего лишь на несколько часов дольше, поэтому пришлось запрашивать эту самую визу где-то за месяц до поездки.

Мои постоянные сравнения Гонконга и Сингапура не только и не столько потому, что я сначала побывал в одном, а потом в другом. Даже в книге Ли Куан Ю (многолетнего премьер-министра Сингапура) "Из третьего мира в первый" он сам часто приводит такие сравнения, и говорит, что среди населения сравнивать себя с Гонконгом тоже в порядке вещей. Некая схожесть возникновения, истории, и населения обязывает к такому сравнению. Однако, есть и различия во всём этом. И на деле, города сколь похожи, столь и различаются. Постараюсь проиллюстрировать.

Общие впечатления о Сингапуре. Как уже говорил выше, с неизбежными сравнениями с Гонконгом.

 Город гораздо менее плотный, не такой "этажный". Небоскребы, конечно, есть, но они не растут бетонно-стеклянными джунглями, а образуют довольно компактный даунтаун, на одной фотографии он практически весь. Много старых зданий ещё колониальных времен, они двух-трехэтажные, в Гонконге так местом не разбрасываются даже на Коулуне, а уж на острове... Попробую словесно проиллюстрировать - в Гонконге даже на окраинах (а в этот раз я выбирался далеко от центра) обжитые места скучкованы так же плотно, как и в центре, вокруг или промзоны или зелёные холмы. Сингапур же почти плоский (всё в сравнении! есть там и свои локальные возвышенности), и здания хоть в центре, хоть на окраинах расположены вальяжно, никто друг у друга на голове не сидит. И город очень зелёный, в центре стараются озеленять даже вертикальные поверхости!

 Дороги Сингапура и в целом шире гонконгских, и парковка вдоль тротуаров разрешена во многих местах, и есть такая неслыханная роскошь для ГК, как обычные наземные парковочные площадки, вроде даже бесплатные (написал и засомневался, там же ничего бесплатного нет )) ) И что интересно, дороги не загружены. Нет, в час пик в центре, конечно, бывает тянучка, но даже при этом сингапурцы смело выезжают на "запертый" затором с другой стороны перекресток, и пробку это не вызывает, всё равно протягиваются к окончанию разрешающего сигнала.

 Вообще, народ в Сингапуре мне показался более расслабленным, нежели в Гонконге - и в манере вождения, и в поведении пешеходов (перейти на красный сигнал в порядке вещей). Такое отличие упоминал в своей книге и Ли Куан Ю, сетуя на то, что сингапурцы больше ждут, когда их проблемы решит государство, тогда как гонконгцы действуют сами. Возможно, это из-за разного национального состава жителей? Об этом напишу чуть ниже.

 Сингапур показался мне более дорогим городом, чем Гонконг. Не вдаваясь в недвижимость, топливо, личный транспорт, что туристу сложно постигнуть, могу отметить бытовую дороговизну: посещение супермаркетов, аптек, общепита, даже 7-11 и рынка "обезжиривало" мой кошелек посильнее, чем в ГК и Макао. Но про общепит отдельно и ниже...

Национальный состав Гонконга можно описать просто: Чайнатаун )) Нет, там есть заметное количество индийцев, европейцев, довольно много женщин-гастарбайтеров из Филиппин и Индонезии. В туристических местах промышляют негры и арабы. Но в целом город моноэтнический. Например, это проявляется в вывесках - некоторая часть из них только с иероглифами, а наружная реклама, афиши так и вообще исключительно на китайском (кроме тех макетов, которые содержат латиницу в написании мировых брендов или слоганов, оно и у нас так).

 Иное дело в Сингапуре. Мне он показался таким прототипом города будущего из фантастических произведений, где живут все расы, нации и языки. Там только официальных государственных языков 4: английский, китайский, малайский и тамильский. Китайцев, правда, и здесь большинство населения, но не подавляющее: малайцы и индийцы составляют заметную долю. Европейцы, правда, в основном туристы (а может просто выглядят так), негров вообще не видел. Арабы тоже есть, причем местные, еще с колониальных времен. Гастарбайтеры из Бангладеш и те же филиппинские служанки, что и в ГК.

 Теперь что касается общепита. Помимо обычных кафе и ресторанов (это как и везде для отдыхающих, для встреч, для желающих устроить себе мини-праздник), в Сингапуре популярны фуд-корты, на которых питаются обычные занятые граждане. Это не те фуд-корты, что в торговых центрах, а такие столовые в каждом жилом доме и в крупных общественных зданиях. Учитывая, что дома там готовить не очень принято, а стрит-фуда просто нет, это чуть ли не единственный способ бюджетно поесть. Еда там местная и не сложная, народу много, но не всегда, а именно в часы завтрака, обеда и ужина (китайцы, коих большинство населения, люди организованные и любят питаться коллективно и упорядоченно). Отсюда и обстановка несколько хаотическая. В Гонконге тоже дома не принято есть, но формат заведений общепита там другой, более привычный для нас.

Формат моих путешествий предполагает продолжительные пешие прогулки. Ну и конечно же, без общественного транспорта никуда. В посещенных городах роль полноправного общественного транспорта играют и такси: благодаря политике финансового ограничения пользования легковыми автомобилями (особенно заметны эти усилия в Сингапуре), такси является прекрасной альтернативой личной машине. Цены на "извозчика" недороги, примерно как в нашем городе, при том, что уровень жизни несоизмеримо выше.

Общественный транспорт Сингапура далеко не столь колоритен, как в Гонконге. Двухэтажных автобусов мало, а трамваев и вовсе нет. Зато в метро Сингапура есть такая штука, которой нет в Гонконге: поезда без машиниста. Головной вагон, где должна быть кабина, просто имеет стекло спереди и все (здесь особенно любят ездить местные детишки, наверняка представляют себя машинистом, как мы в детстве )). В остальном и поезда и сама организация процесса очень похожа на гонконгскую, с оплатой единой транспортной картой за количество пройденных станций. Нюансы терминологии: в Гонконге система метрополитена, объединенная с пригородными электричками, называется MTR, а в Сингапуре MRT.

Теперь уделю немного внимания отдельным зданиям и объектам Сингапура. Сразу скажу о главном разочаровании: смотровая площадка на самом высоком здании Сингапура Overseas Union Bank Centre была закрыта, соответственно туда попасть не смог (( Отметка 280 метров покорена не была, а всё остальное лишь полумеры ))

 Значит, начну совсем с невысокого здания, но его достоинство не в этом. Отель Раффлз (The Raffles Hotel) был первым отелем мирового класса в колониальном Сингапуре, открыт 150 лет назад и назван в честь основателя города сэра Раффлза. Соответственно, в британский период был центром светской жизни. И сейчас остается тем самым пятизвездочным отелем, только не современным, а старым, историческим, чьи стены помнят Киплинга и Вертинского, признан национальным достоянием Сингапура.

Кстати, обратите внимание, что снаружи тротуары вдоль здания отеля проходят в галерее. Так там делают и в современных зданиях. Удобная придумка для тамошнего экваториального климата, идешь в тенечке, а тебя еще и ветерок обдувает. Тем более, там никто не застрахован от внезапного сильного ливня (правда при мне он все 4 дня собирался-собирался, да так и не собрался).

 Если даже не останавливаться в этом отеле (а это и не всем по карману), то можно сходить в его знаменитый Long Bar, место, где был придуман знаменитый местный коктейль Singapore Sling. Был, видел, пил )) Могу подтвердить - закуской в этом баре действительно служит "безлимитный" сырой арахис, и его действительно можно невозбранно шелушить прямо на пол, чем все посетители и занимаются )) Обстановка в баре очень атмосферная, старинная. Даже сохранилась старая система вентиляции, где под потолком роль вентиляторов выполняют машущие на тягах пальмовые листья!

Посмотрим, станет ли современый отель Marina Bay Sands достойным продолжателем Отеля Раффлз. Комплекс из трех 57-этажных башен с "лодкой" наверху (в ней бассейн!) построен на площадке, отсыпанной в море из мусора. За котороткий срок, 4 года с момента открытия, этот комплекс уже стал одним из символов Сингапура, наряду с колесом обозрения, которое примерно того же возраста.

Колесо обозрения Singapore Flyer самое высокое в мире. Так как стоит оно обособленно, масштаб не чувствуется. Ну и конечно, в закрытой многоместной кабинке далеко до того адреналина, который получаешь на открытом бугеле московского колеса на ВДНХ )) Колесо делает оборот примерно за 40 минут, за это время успеваешь осмотреть видимую оттуда половину Сингапура, а если погода ясная, то и территории Индонезии за морским проливом.

Если просматривая фотографии вы не задались вопросом, что это за странные сооружения в парке возле, то сейчас самое время )) Сад Gardens by the Bay ещё одна гордость Сингапура. Разбитый на насыпных территориях, этот сад собрал максимум известных растений со всего мира. А гигантские искусственные деревья это конструкци для вертикально вьющихся растений. Полукруглые купола это оранжереи, ведь не всем растениям подходит влажный экваториальный климат Сингапура.

С самого начала независимого развития Сингапур делал ставку на туризм. С этой целью был придуман символ города, основанный на легенде местных рыболовов о мифическом существе полульве-полурыбе - Мерлионе. Или Мерлайоне. В общем, проще так: Merlion ) Стоит напомнить, что Сингапур в переводе Львиный город. Естественно, новосозданный бренд города нуждался в скульптурном воплощении, которое не замедлило появиться. Статуя стоит в самом историческом центре, возле отеля Фуллертон. Я побывал там под покровом ночной темноты )) ну а насколько там в это время людно и ярко освещено, смотрите сами.

Странные статуи это вообще визитная карточка Сингапура. Я читал, что скульпторов специально приглашали туда с условием творить без ограничений )) Ну а что из этого получилось, смотрите. Не берусь комментировать некоторые инсталляции, всё же я поклонник традиционного искусства ))

Пешеходный мост Henderson Waves стал целью моей пешеходной вылазки, превратившейся в дневной марш-бросок по джуглям )) (шутка). Мост соединяет Mount Faber Park и Telok Blangah Hill Park; благодаря тому, что оба парка расположены на холмах, а разделяющая их Henderson Road в низине, высота моста около 70 м над уровнем моря: по меркам Сингапура это уже рельеф. В парк я попал по канатной дороге, проложенной между парком Mount Faber Park и островом Sentosa Island. Конечно, это не полноценный общественный транспорт - дорого. Скорее, прогулка выходного дня. А по пути обратно из Telok Blangah Hill Park я предпочел не возвращаться прежней дорогой, а отправиться на Alexandra Road через парк по пешеходной дорожке Forest Walk, которая является специально построенным металлическим серпантином практически на уровне деревьев. Дорожка довольно длинная, прошагал несколько километров, прежде чем вышел обратно в цивилизацию ) И предался другому виду отдыха, более привычному для отпуска )) Набережная Clarke Quay на реке Singapore River (по русски принято называть Сингапурка )) ) сосредоточие баров, расторанов, ночных клубов. Туристическое место, словом. Несколько улочек, прилегающих к набережной, застроены старинными (или псевдостаринными, не разберешь) зданиями и убраны под гигантские зонтики. Они не только от дождя, но ещё и чтобы не уходил холодный воздух от гигантских кондиционеров, охлажадющих этот квартал.

В Сингапуре я останавливался в отеле всемирной сети Ibis, там очень прилично и не очень дорого. Забавный факт: на водопроводном кране в ванной была надпись, гласящая о том, что эту воду можно использовать для питья, безвредно мол.

Но уже пора двигаться дальше. В этом путешествии я не сидел долго на одном месте: два дня в одном городе, перелет в другой, четыре дня там, поездка в третий… Такой ритм меня несколько утомил, и не все успел увидеть, что хотел. Но путешествия бывают разные, кто-то перемещается ещё быстрее, а кому-то надо дольше задерживаться в намеченных точках. Для себя пока не решил этот вопрос, в дальнейшем буду экспериментировать )

Вечерний перелет в Макао на тех же Тиграх (Tiger Airways) занял те же 4 часа. Напомню: Макао это город рядом с Гонконгом, на расстоянии 60 километров, через пролив. И это тоже специальный административный район Китая, то есть живут там китайцы, но по своим законам и все въездные документы, формальности там свои. Там тоже есть международный аэропорт, но обслуживает он в основном рейсы с материкового Китая, из других точек рейсов мало. Но я нашел тех самых Тигров, которые туда летают. А более общепринятый маршрут, это прилететь в Гонконг и оттуда отправиться скоростным паромом в Макао, прямо из аэропорта.

Аэропорт Макао меня немного насмешил – сам терминал небольшой, такой же как в нашем городе, может чуть больше. Прилетел я туда около 9 вечера, аэропорт откровенно сонный, все закрыто… На фоне никогда не спящих крупных «муравейников» это позабавило. Но шутки в сторону: Макао тоже находится на маленьком острове-полуострове, аэропорт пришлось насыпать в море, большим его сделать просто не получилось бы…

С утра отправился гулять по улицам Макао. Как мы помним, это была одна из первых европейских колоний в этой части света, и одна из последних. Португальское влияние видно в архитектуре, в кулинарных традициях, в названиях объектов. Но в быту я не заметил, чтобы кто-то активно пользовался португальским - в основном английский со скверным акцентом (я и сам не из Оксфорда, но в Гонконге был взаимно понят, а здесь взаимно нет). Что забавляло (подобно Гонконгу) это португальские имена у людей при китайских фамилиях. Вывески двух- и трехязычные. Улицы старого города узкие, тротуары в основном покрыты мелкой брусчаткой (есть ещё новый город, про него отдельно). Отличия транспортного потока от Гонконга: много скутеристов, тут это массовый транспорт; много где разрешена парковка; автомобили подешевле и поменьше. Город совсем не похож ни на Гонконг, ни на Сингапур - не такой высотный (совсем не!) как первый и не такой просторный как второй, и совсем не такой современный как оба два других.

Неудивительно, что пятисотлетнее португальское управление сказалось на архитектурном облике города. Конечно, жилые здания стандартного современного вида (надо сказать, в большинстве своём весьма неприглядного... может мне просто с районом проживания не повезло?), но много и старинных зданий, особенно католических церквей. Совершенно запутался и забыл где церковь какого святого; среди фотографий есть и театр Teatro Dom Pedro V.

Исторический центр города - Сенатская площадь Largo do Senado. Характерный волнистый узор брусчатки присутствует на многих улицах Макао, особенно на пешеходных. Инсталляция в центре площади и красные фонарики над улицей это декорации к празднику Китайского Нового Года. Пешеходная улица от Сенатской площади ведёт к главному символу истории Старого Макао - руинам Церкви Богоматери (Igreja da Madre de Deus) и совмещеннного с ней Колледжа Святого Павла (Colegio de Sao Paulo) Ордена Иезуитов. Сейчас весь этот комплекс носит название Ruinas de Sao Paulo. После пожара (случившегося аж в позапрошлом веке) от собора осталась только фасадная стена и лестница перед ней. Ныне стена укреплена изнутри, а с холма, на котором стоял собор, открывается неплохой вид на окрестные кварталы. Но мы идем дальше и ещё выше, и мимо памятника какому-то португальскому миссионеру (возможно даже сам Франциск Ксаверий, Интересно, получилось ли у них сделать из китайцев добрых католиков?) поднимаемся в крепость, которая так и называется Fortaleza do Monte. Кто бы мог подумать, что она напомнит мне нашу Кузнецкую крепость? )) Возрастом макаоанское строение, конечно, поболее, а в целом очень похоже: сохранились только наружные стены, а внутри частично новодел, частично просто туристическое пространство. Виды с крепости открываются на всю южную часть города, и отчасти даже на континентальный Китай (за проливом шириной с небольшую речку это уже он, город Чжухай).

После осмотра исторических руин я отправился в более современную часть города. Телебашня Macau Tower это уже современное обзаведение, после передачи Макао КНР. Может поэтому и называется по английски? Как водится в подобных местах, внизу расположен крупный торговый центр, а наверху обзорная площадка, ресторан и место для циничного самоубийства прыжков с тарзанки. В полу имеются стеклянные участки, и благодаря форме башни, можно ощутить высоту, над которой висишь. Несмотря на мою веру в науку и технику, наступать на середину стекла я опасался )

По другую сторону (на юг) вид открывается на остров Тайпа, это тоже часть Макао, на которой расположены новые кварталы.

Макао известна как одна из мировых столиц игорного бизнеса. Азиатская то уж точно. Заправляют там этим делом американские компании, те самые, которые составляют игорную славу Лас-Вегаса. Как я читал, новые казино в Макао представляют собой копии американских: Venetian, Galaxy, City of Dreams, Winn... Не знаю как насчет точных копий, в Лас-Вегасе не был. А вот макаоанские видел, покажу )

 Некоторая часть казино расположена в центре Старого Макао, их видно на фотографиях с телебашни. Большой "ананас" это Grand Lisboa; каждое казино это не только игорный дом, но и многозвездный отель над ним, и окружающие игровую зону дорогие бутики (наверное, чтобы клиент не смог далеко унести выигрыш и потратил его тут же  )

 Самые новые казино, шикарные дворцы, строятся на территории Cotai - это насыпной перешеек между островами Coloane и Taipa, отсюда и название. Там всё строится с нуля, земли много, потому город там просторный, с широкими дорогами и ещё не освоенными пустырями. Аэропорт Макао тоже находится там, его полоса насыпана в море. Полуостров Макао и Тайпа соединены тремя длиннющими мостами; что удивительно после Гонконга - проезд по ним бесплатный. Такси, лишёные этой оплаты, очень недороги.

 Внутри я побывал в казино Venetian поиграть и ещё в нескольких просто поглазеть. В принципе они все довольно схожи. "Кричащий стиль, пошлая роскошь" - сказал бы Остап Бендер )) В самом игровом зале снимать запрещено, а остальные интерьеры пожалуйста. Внутри дворца казино Venetian сделана имитация настоящей Венеции, вплоть до канала, по которому плывут гондолы, кормчие которых (китайцы!) поют итальянские арии )). Ещё раз уточню - на фотографиях всё фальшивое, ненастоящее, кроме воды и проигрываемых за стеной денег ))

Я не люблю такую показную роскошь, к тому же к этому моменту несколько подустал от всей этой беготни. Не забываем, что перед китайским новым годом помеху любознательному гражданину составляют полчища китайских туристов, вырвавшихся на шопинг и на поиграть в Макао. Добавим километровые очереди на такси и бесплатные автобусы-челноки, связывающие казино с транспортными узлами города. По всем этим причинам у меня Макао вот так вот без подробностей (( Я там несколько утомился от всех этих перелетов-переходов, да и ноги уже стер до коленей )

Подтверждение тому, что Макао город маленький, я получил, когда спонтанно решил поискать Музей пожарных Макао (Museu dos Bombeiros) и нашел случайно его минут через 10-15 блужданий по улочкам. Здание музея представлят собой бывшую пожарную часть, первый этаж которой (гараж) отдан сейчас под музей, а на втором этаже кабинеты местного МЧС. В гараже, даже после переоборудования под музей, осталось место и для пожарных машин. Как видно по ним, и по фотографиям матчасти на стенах, техника в Макао использовалась британская, явно влияние близкого Гонконга. Да и вся местная праворульность оттуда. Видно, что в плане технического развития эта старейшая европейская колония больше ориентировалась на "младшего брата", чем на далёкую метрополию.

После Макао я провел ещё пару дней в Гонконге. Туда отправился популярным местным транспортом – на современном скоростном морском пароме на подводных крыльях. Ходят они там каждые 15 минут, система организована как в самолётах: тикетинг, чек-ин, бординг... Только стюардесс нет и еду не предлагают ) Впрочем, полет плавание недолгое, всего 40 минут в пути. Катамаран очень мощный (когда силовую установку выводят на обороты, весь корпус дрожит!) и мчит по волнам со скоростью, навскидку (на мою сухопутную вскидку) вёрст 100 в час, только брызги аж до верхней палубы. За счет этого качка совсем не ощущается - Турбоджет режет волны примерно с теми же вибрациями, с какими аэробус преодолевает зону турбулентности. TurboJet это компания, экплуатирующая эту линию, по её названию в обиходе так и зовут сами корабли, между прочим, производства фирмы Boeing.

На этом позвольте закончить рассказ о моём путешествии 2014 года. Надеюсь, что и в дальнейшем смогу рассказать вам о чём-нибудь интересном из других пунктов нашего маленького и уютного земного шара )

 


Назад >>

03.09.2013, 1494 просмотра.


Региональный АвтоПортал Кемеровской области